budgawl (budgawl) wrote,
budgawl
budgawl

Categories:

Веселые картинки: cтолетний инстаграм без магии и обмана

Каждому, кто хоть раз слышал слово "фотография" и смутно представляет что это за процесс, известно, что цветную фотографию изобрели где-то к середине XX века. Тем не менее, перед нами снимок датируемый 1912м годом, а кроме него в свободном доступе можно найти коллекцию из почти двух тысяч цветных снимков Российской Империи того же времени.



С начала нулевых, когда всплыл данный архив, и по сей день периодически возобновляются споры и не заканчиваются толпы восхищенно-удивленных зрителей. Откуда же такое счастье свалилось? Как это сделано? Не манипуляции ли это?
Предлагаю небольшой рассказ для тех, кто плохо знает историю.




Автор этих замечательных фотографий, а точнее "Коллекции достопримечательностей России в натуральных цветах" 1905-1916гг. - Сергей Михайлович Прокудин-Горский - русский фотограф, изобретатель, путешественник, химик (ученик Менделеева), один из пионеров цветной фотографии.



Сегодня кажется удивительным, что технологии столетней давности позволяли получать цветные фото. Однако, Прокудин не был далеко не первым, хоть и одним из немногих, доведших свой вариант до ума.
Возможность получения цветных снимков уже существовала уже не один год - первые попытки получить цветное изображение фотографическими методами относятся аж к 1850-м годам ("гелиохромия" американского изобретателя Ливая Хилла). Первая официально признанная достоверная цветная фотографическая проекция ("Тартановая лента") была продемонстрирована британским физиком Джеймсом Кларком Максвеллом в 1861 году, который посредством этой проекции хотел доказать, что путём совмещения трёх основных элементарных цветов (красного, зелёного и синего) и дополнительного (для тональной насыщенности добавляли еще и желтую пластину, проэкспонированную с самой контрастной из набора), в разных пропорциях, можно изобразить любой цвет. Собственно, на принципе сложения трёх основных цветов работают все современные устройства воспроизведения - экраны мониторов, телефонов, телевизоры и проекторы, и т.д.



Первые официально признанные достоверные цветные фотографии, закреплённые на материальном носителе, были получены французскими изобретателями Луи Артюром Дюко дю Ороном и Шарлем Кро в конце 1860-х годов.
В 1903м году цветные фотопластинки запатентовали  братья Люмьер , причём не просто ради теории. Их "Автохром" стал коммерчески успешным и популярным фотографическим процессом.





Но если у братьев съёмка велась на одну трёхслойную фотопластинку, то наш герой пошел иным путем.
Он реализовал свой способ цветной фотографии, методом тройной экспозиции. Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки, которые он сенсибилизировал по собственным рецептам, и фотоаппарат собственной конструкции (1902 год, не сохранился). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной позитив, для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений — красного, зелёного и синего, на экране получалось полноцветное изображение.
В сравнении с "автохромом" технология усложнялась - три фотопластины, проектор и т.д. Из-за всех сопутствующих сложностей сейчас данный метод не применяется (если не считать видео-модификацию 3CCD), поэтому коллекцию Прокудин-Горский можно считать самой большой коллекцией фото, сделанных по этому методу. Зато он обеспечивал куда более лучшую и точную цветопередачу, наибольшую фотографическую широту и более высокое разрешение.

Л. Н. Толстой. В Ясной Поляне



Забавно, что фотопластинки братьев Люмьер были во времена Прокудина-Горского в России в свободной продаже. Успехом изобретателя было то, что он смог показать свои работы императору Николаю II, который предложил заснять на цветную камеру всю империю (и, соответственно, поддержал отечественного производителя). Прокудин получил в свое распоряжение целый железнодорожный вагон, включавший в себя жилые помещения и фотолабораторию, документ, разрешающий снимать всё, включая секретные объекты, а также документ, предписывающий местным чиновникам всячески поддерживать фотографа.

За 11 лет было отснято не менее 3500 тройных негативов, среди которых, например, фотографии большого количества зданий, которых ныне нет в природе, образцы архитектуры, портреты, быт жителей империи начала  XX века. И цвет!

Станция Симская Самарско-Златоустовской железной дороги, 1909 г.



Часовой у дворца и старинные пушки на площади Регистан, Бухара, 1911 г.



Д. Материки на реке Вытегра, 1909 г.
Правильная экспозиция и общее качество снимка на уровне даже по современным меркам.



Камень "Шайтан". Общий вид от села Новая Деревня, Река Чусовая, 1912 г.
Как и на предыдущей фотографии вода "сгладилась". Это связано с длительностью экспозиции - для снимка требовалось несколько секунд.



Крестьянские девушки, д. Топорня, 1909 г.



Есть в коллекции фотографий и из Беларуси. К сожалению, всего два десятка. Некоторые из них:

Мост через р. Березину у г. Борисова, 1912 г.



Полоцк. Николаевский собор с левого берега Западной Двины, 1912 г.



Витебск. Часть города с Западной Двиной, 1912 г.



Западная Двина у г. Дрисса, 1912 г.




Если вернуться к процессу, как из трех черно-белых изображений получить цветное?
По сути, каждое из трех изображений - содержимое одного из цветовых каналов, а значит их легко совместить в графическом редакторе, повторив сложение светов при использовании проектора.

Возьмем скан тройного позитива.


Откроем файл в фотошопе (большие скриншоты по клику).



Сразу же переводим в RGB (image-adjustments-rgb)



Далее, для удобства сохраняем каждую треть изображения отдельно. Для этого нужно выделить нужную часть -> копировать -> создать новый документ -> вставить -> сохранить. Верхний слайд назовем blue, далее green, red.



В итоге получаем три файла.



Создавать отдельные файлы было вовсе не обязательно, но следующий шаг - сведение и выравнивание, гораздо приятнее делать автоматически, а не руками. В этом поможет встроенное средство для склейки панорам Photomerge (file - automate - photomerge). Режим оставляем авто, но обязательно убираем галку "наложение изображений" (blend images together), ведь нам нужно только совместить снимки, без создания масок.



Фотошоп ненадолго задумается и выдаст результат - в отдельном документе была собрана панорама. Картинки точно накладываются друг на друга, при необходимости производятся коррекции геометрии и т.д.



Далее накладываем "светофильтры". Т.е. слой red, к примеру, должен отображаться только красным.
Создаем корректирующий слой "заливка" (solid color), с цветом 255-0-0.



Отдаем команду "создать обтравочную маску" (create clipping mask). Ее можно найти в меню "cлои" (layers). Устанавливаем режим наложения для заливки "умножение" (multiply).
Таким образом имитируем наложение красного светофильтра на данный позитив.



Аналогично поступаем с остальными слоями. Разумеется, с другими цветами заливки, 0-255-0 для слоя green и 0-0-255 для blue.



Теперь, чтобы собрать эти три световых потока, меняем режим наложения для позитивов на "экран" (screen).



Цветная проекция Витебска столетней давности перед вами.



Есть и другой, более простой способ. Вернем цвет довольно известной фотографии Сейида Алим-хана, последнего Эмира Бухарского. Для тренировки я не стал качать тяжелый полноразмерный tiff, воспользовавшись небольшим jpeg-ом.
Начало аналогичное, и из уже сведенного файла копируем наши слои в соответствующие каналы нового документа. Подсказка для определения правильного порядка - в синем канале лица будут наиболее темными и фактурными,  в красном канале - темнее всего объекты синего цвета (вода, небо)...



Синий...



Зеленый...



Красный.



Если не полениться и добавить немного цветокоррекции и ретуши, получим вот такой результат (обработка не моя).
Подобным образом и обрабатываются эти снимки в наше время.



Как видим, технологии вековой давности позволяли получать снимки, которые при грамотной обработке выглядят не хуже снятых вчера, на среднюю зеркалку с китовым объективом.


Еще прекрасное - эксперименты с грип. Эти цветочки так и просятся в инстаграм! Говорят, если добавить себе это фото, можно собрать множество лайков - вряд ли ваши подписчики знают кто истинный автор и сильно удивлятся, когда узнают правду.




Вероятно, Сергей Михайлович снял бы еще много прекрасного на радость историкам и ценителям прекрасного, но наступил 1917 год. Царя убили, а с большевиками Прокудин не ужился и уехал в Париж, где работал над технологией цветного кино вместе с братьями Люмьер. С собой он вывез половину коллекции, вторая же, среди которой снимки царской семьи, считается утерянной.
Кстати, даже самому фотографу не довелось увидеть свою коллекцию целиком в цвете, хоть некоторые снимки и были напечатаны по системе карбро или диапозитивов.

После смерти Прокудина, в 1948, потомки, нуждавшиеся в деньгах, продали коллекцию с молотка Библиотеке Конгресса США, в архивах которой все это добро и хранилось долгие годы. К счастью, в начале двухтысячных коллекция была отсканирована сотрудниками библиотеки и выложена в свободный доступ.

Наибольший интерес конечно, эти работы представляют для историков и реставраторов. В меньшей степени - для интересующихся историей фотографии или желающих потренироваться в ретуши.
Однако, рекомендую ознакомиться с архивом всем, кто еще это не сделал. И удивляться в будущем меньше. Все придумано задолго до нас.

Сcылки:
На сайте библиотеки конгресса США можно скачать как цветные фото, так и полноразмерные ч/б сканы в tiff.
Торрент "Российская империя. Все 1902 цветные фотографии: Прокудин-Горский" - для тех, кто просто хочет посмотреть фото.
prokudin-gorskiy.ru, prokudin-gorsky.org - сайты с базами, географическими привязками, ретушированными версиями и прочей дополнительной информацией.
http://oldcolor.livejournal.com - ЖЖ сообщество. Фотосравнения, история отдельных снимков и другое.

Фильм "Цвет нации" Леонида Парфенова




Tags: графика и фото
Subscribe

promo budgawl декабрь 30, 2015 00:01 36
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments