budgawl (budgawl) wrote,
budgawl
budgawl

Category:

Провоз велосипеда в поезде по Беларуси - пригородные поезда (региональные линии эконом)

АХТУНГ! МАТЕРИАЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ, после 2015 правила несколько раз менялись, все нижесказанное может быть неактуальным!




Пока лето не закончилось и еще можно куда-нибудь катнуть, поделюсь опытом провоза велосипедов в ж/д транспорте.



В кои-то веки решил написать полезный содержательный псто. Все ниженаписанное актуально на момент написания, на территории РБ. Исправлениям, дополнениям и вашим фоткам в комментах буду рад.

Часть фото victogan'а и tomkad'а.






Немного теории.

То, как нужно перевозить велосипеды в поезде, определено в документе со сложным названием "ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21 апреля 2008 г. N 57 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (в ред. постановлений Минтранса от 25.08.2009 N 77, от 18.01.2010 N 4, от 25.10.2012 N 49)", или, по-просту, в правилах перевозок.
Полную версию можно найти на сайте БЧ, избранное - на стендах вокзалов и частов в самих поездах, я же процитирую именно касающиеся велосипедов пункты:

68. Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи независимо от их рода и вида упаковки, которые должны размещаться в специально отведенных для этого местах.
Не допускается размещение ручной клади на местах, предназначенных для пассажиров, а также в проходах между сиденьями и в коридорах.
...
Запрещается перевозка в качестве ручной клади крупногабаритных вещей, размер которых превышает 200 см по сумме трех измерений весом более 36 кг на проездной документ (билет).
...
В счет установленной нормы провоза ручной клади пассажир имеет право провозить бесплатно один велосипед в разобранном и упакованном виде, а также электронную, бытовую, видео- и аудиотехнику, размер которой
не превышает 200 см по сумме трех измерений. Указанная ручная кладь должна размещаться на местах, отведенных для перевозки ручной клади.
...
78. В поезде с ненумерованными местами пассажир имеет право дополнительно к установленной норме провезти до 50 кг ручной клади за плату в соответствии с законодательством Республики Беларусь. (в ред. постановления Минтранса от 25.10.2012 N 49) Велосипеды в неразобранном виде провозятся в поездах с ненумерованными местами не более одного - в тамбуре вагона или в специально предназначенных местах за плату в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

И всё. Еще есть про перевозку багажным вагоном, но этой темы сейчас касаться не буду.
Если попытался перевести на человеческий, то получится следующее:

В большинстве случаев велосипеды провозятся бесплатно, но обязательно в разобранном и упакованном виде.

Я не специалист в трактовании правил, однако двусмысленным мне кажется предложение "в счет установленной нормы..." c ограничением размера, в которое уложиться довольно сложно. Насколько мне известно, в дополнениях/разъяснениях для контролеров указано, что 200 см по сумме трех измерений относится и к велосипедам, однако на практике с этим вопросом сталкиваться еще ни разу не приходилось. Ни слова о степени разборки в правилах вы не найдете, так что все определяется удобством/затраченным временем. Так же и с упаковкой - она может быть любой - бумага, полиэтиленовая пленка, ткань, либо специальный чехол. Главное чтобы упаковки хватило до конца поездки и велосипед не пачкал окружающую действительность.

Неразобранный велосипед можно провозить только в поездах городских и региональных линий эконом-класса (бывшие "пригородные") в тамбуре либо на специально отведенном месте за 100% от стоимости проезда пассажира. С оплатой проблем нет - просто покупаем билет на велосипед (не на второго пассажира, именно на велосипед!), зато с местами сложнее - именно велосипедные вагоны встречаются крайне редко, а обычные места для багажа никаких специальных обозначений не имеют. В принципе, злой контролер или нервные дачники могут сделать замечание или попытаться выгнать вас в тамбур, но подобные ситуации у меня возникали лишь пару раз. Не обязательно все проводники/контролеры наизусть помнят правила и часто встречают велосипедистов, поэтому немножко уверенности (или наглости) и вперед. Главное не занимать слишком много места и не мешать другим пассажирам.


С теорией все, теперь к практике. Неразобранные:

Сперва нужно заплатить за проезд. "Пригородный билет" выглядит вот так:



 За багаж денег попросят столько же, сколько за полный билет на человека до пункта назначения (и велосипед не ехать в электричке сам по себе). Обратите внимание, нужно брать не два билета, а отдельный билет именно на велосипед. Если вместо это маленького квиточка вам дали большой красивый билет, в котором указано время отправления, номер вагона и место, вы сделали что-то не так, "пригородную" часть пропускайте.
С билетом уже грузимся в поезд и наслаждаемся поездкой.

Где же искать в вагоне специально предназначенные места?

ЭР9М, ЭР9Т, ЭР9ТМ, ЭР9Е
Старые рижские электрички - основной способ выехать из Минска на небольшое расстояние. Хотя, при желании, можно заехать довольно далеко - в Барановичи, Брест, Молодечно, Оршу, Жлобин.



Места много. В головных вагонах есть большая площадка для багажа, куда свободно помещаются несколько велосипедов даже вместе с походным снаряжением, но место это очень любят все пассажиры и с радостью ставят сюда сумки, тележки, коробки с рассадой. Немного места есть с другой стороны, за туалетом. Вполне сойдет для поездки малым составом.




Альтернатива - прицепные вагоны (не-моторные, 3,5,7). Свободное место определяется снаружи по расположению узких окон.



Лично мне не позволяет религия, но при желании можно уместиться и в моторном вагоне (снова смотрим на окна).



Однако во время массовых миграций студентов или дачников (из Минска - утром в выходные, в Минск - вечером в последний день выходных) вероятность комфортно расположиться в салоне стремится к нулю, особенно при старте не с начальной станции. В таком случае выбирать не приходится, занимаем место в любом тамбуре, кроме головных. По возможности по одному и со стороны с минимальным движением (например, в направлении Борисова вход/выход всегда на правую сторону).



ДР1А / ДР1П
Ветераны пригородного движения на неэлектрифицированых линиях, рижские дизеля. Базируются в Барановичах, Бресте, Гомеле и Орше, а значит встречаются почти повсеместно.



Отличаются не только неспешностью, но и крайним неудобством для велосипедистов.



Вагоны здесь намного уже и места для багажа полностью отсутствуют. Если не хочется тесниться в тамбуре, в любом случае придется занимать часть пассажирских мест. Например так:



Вариант для одного-двух велосипедов - поставить их параллельно ходу, перекрыв одно "купе".



К счастью, данные поезда используются не на самых популярных ветках и в большинстве случаев свободного места достаточно.

МДП, Малый Дизель-Поезд.
Лида, Орша. По сути, те же ДР1, только короткие. Один из головных вагонов переоборудован - вместо машинного отделения установлены дополнительные места. Размещение никак не отличается.



ДР1Б
Барановичи, Гомель.
Новые рижские дизиля, выпущенные по заказу БЧ. Узнаваемы по пластиковой "морде".



Кроме рестайлинга и улучшенного салона получили уникальную для наших дорог особенность - специальное место для велосипеда.
Работает примерно так:



Или так, если вешать за седло:




ДРБ1, ДРБ1М
Могилев (большинство), Орша

Сформированные из старых дизель-поездов ДР1, моторные вагоны которых были списаны. В качестве тяговых используются грузовые секции "Машек" 2М62 и 2М62У. В роли второго головного обычно выступает переделанный моторный вагон поезда ДР1, машинное отделение которого было переделано в пассажирский салон с установкой широких окон и срезанием выступающей части крыши до уровня остальной крыши вагона (аналогично МДП), либо изначально произведённые на заводе прицепные вагоны.



Технология уже известная - ищем любое место и страдаем.




ДДБ1
Приписаны в Полоцке, встречаются в Витебской области.
Набраны по схожему принципу (машка+прицепные), только из вагонов нормального габарита.



Здесь нет явно выраженных мест для багажа, как в рижских эльках, зато в промежуточных вагонах широченные тамбуры. Не рекомендуется грузиться в крайние тамбуры.



ДП1
Местный вариант польского Pesa 620M, рельсовый автобус. Используется на малонагруженных участках.



Немного места есть в центре вагона, но там же находятся откидные сидения. Если людей много, приедтся стоять у двери.




ЭПг
Stadler FLIRT на городских линиях (Заславль-Минск-Руденск).
Красный, тихий, модный, но без веломест. Другой принцип оплаты - одна сумма мне зависимости от пункта назначения.



Во втором вагоне, между местами с откидными сидениями, есть относительно свободное место с неудобным поручнем. Аналогично и в ЭПр.




Если же хотите сэкономить или уехать быстро на приличное расстояние, велосипед придется разбирать.
В поездах с нумерованными местами разбирать-паковать нужно обязательно, вне зависимости от того, какой состав подадут.


Разборка и упаковка.

Кто-то сворачивает руль, снимает оба колеса, педали и другие детали, но В большинстве случаев достаточно лишь снять переднее колесо. Его можно нести отдельно либо прикрепить к раме со стороны системы, дабы освободить руку.
Удобнее всего упаковывать специальный велочехол, который можно приобрести в некоторых веломагазинах, у народных умельцев на велофорумах либо изготовить чехол самостоятельно. В любом случае затраты отбиваются довольно быстро.
При отсутствии чехла упаковать можно в любой чистый материал, способный выдержать поездку.







Про дальние поезда, общение с контроллерами и кондукторами - в следующей серии.
Tags: железнодорожное
Subscribe

promo budgawl december 30, 2015 00:01 36
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →